tocfofe

20.01
16:37

Из грязи - в князи


Или из Жюльена Сореля - в Клайда Грифитса? Это, разумеется, не одно и то же, но каков соблазн. Даже не знаю, какая трагедия.. трагичнее (уж простите за тавтологию) - французская или американская. А, впрочем, карьерист - он и в Африке карьерист. Хотя они там, наверное, невест не топят, а просто объявляют их ведьмами. Но это уже совсем другая история.Пушкин сказал: "Нет счастья на земле, а есть покой и воля". В чем бы там не исчислял для себя счастье герой "Американской трагедии", но вот этих двух вещей ему точно не доставало. Оттуда оно все и пошло. На первый взгляд целеустремленный и ставящий перед собой определенные цели добиться денег и положения в обществе, на деле он оказался слабым и безвольным человеком, не способным ради этих целей поступиться самым малым. Совершив на взлете своей карьеры намеренное преступление, он обрек себя на поистине раскольниковские муки.Так называемый "золотой век" США сделал мир человека миром бизнеса, пропагандирующим показное благополучие. Драйзер же своим романом решил приподнять розовые очки на глазах простого человека, дав ему вкусить все горести и печали настоящей жизни. Он швырнул его в самую гущу законов американского общества и показал, что оно способно с ним сотворить; не оправдав, но объяснив, как все происходит на самом деле.Это явление было сравнительно новым, так как американский реализм заметно отставал по развитию от реализма мировой литературы, к тому же в то время бытовало засилье бульварных романов, сюжетами которых были истории бедных юношей, разбогатевших благодаря своим недюжинным способностям и, в некоторой мере, здоровой доле удачи. Все это было направлено на прославление идей обогащения, возможных для каждого американца. Весьма действенное оружие пропаганды. Драйзер же пошел иным путем. Он рисует самого обычного и заурядного героя, которого только можно представить, и на его примере рассказывает о том, как бессилен может оказаться человек перед лицом реальности. Показав в первой части романа то, как среда формируют взгляды и стремления обыкновенного человека из низов, писатель ставит получившийся таким образом продукт перед лицом мира роскоши, к которому тот так неистово стремится. Он маячит перед честолюбивым юношей, дразнит, но в руки не дается. Оступившись же на тернистом пути к этому миру, герой попадает в лапы к политическим проституткам, по воле случая вершащим его судьбу. И лапы эти сажают его на электрический стул.Американская трагедия - не только лишь трагедия Клайда Грифитса, это в общем и целом национальная катастрофа США, национальная болезнь, распространившаяся на весь мир. И болезнь эту надо было показать, всколыхнуть американскую литературу с ее излюбленными изображениями "более улыбчатых сторон жизни", как выразился критик того времени Хоуэллс, утверждавший, что эти самые стороны - суть американизма. Драйзер же показал, что "американское" и "трагическое" - это как преступление и наказание: взаимосвязаны.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки